Константин ЕРМОЛИН 0 242

Какие врачи будущего? Реформы медуниверситета – для качества образования

Каких врачей получит край в будущем, и что сегодня делают для этого в Алтайском государственном медицинском университете, нам рассказал Игорь САЛДАН, ректор АГМУ.

Виктор Крутов / АиФ

Нельзя запланировать гениальность, но можно рассчитывать на профессионализм. Когда в космической отрасли одарённый сварщик интуитивно варит на ракете первоклассный шов – это спасёт от проблем, пока он работает. Но когда приходят молодые, спасти от ошибок может только чётко расписанная технология – где, как, под каким углом варить шов. Таланту инструкции не нужны, но полёты в космос не должны зависеть от выхода гения на пенсию.

Упавшая ракета – материальная потеря. Хуже, когда не владеющий технологией и не обладающий талантом специалист приходит в медицину. Благо, в этой сфере выдающихся врачей действительно много, но важно, чтобы и остальные были профессионально компетентны.

Каких врачей получит край в будущем, и что сегодня делают для этого в Алтайском государственном медицинском университете, нам рассказал Игорь САЛДАН, ректор АГМУ.

Лучшие во многом

– Игорь Петрович, вуз реформируется уже больше двух лет, как далеко удалось продвинуться?

– Реформирование идёт и дальше будет идти. Нам нужно привести вуз в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами. Причина, почему это реформирование идёт быстро и местами жёстко – у нас нет времени на раскачку, уже через год мы начнём готовиться к новой аккредитации, а за полгода аккредитацию вуза по сотням учебных программ не провести. С каждым годом ужесточаются требования к качеству образования, выходят новые законы, поэтому вузу необходимо менять не только названия кафедр, но и наполнение их работы. При этом все вопросы реформирования проходят через Учёный совет, всё проговаривается.

Не секрет, к примеру, что раньше существовали кафедры с двумя ставками, с дублированием дисциплин. Это допускалось. Но сегодня требования изменились и им надо соответствовать. Без изменения сложившегося порядка вещей пройти аккредитацию было невозможно – приходится навёрстывать упущенное семимильными шагами. Понятно, что не всё и не всеми было воспринято однозначно. Любое новое движение связано с сопротивлением.

Сегодня вуз улучшает свои позиции в рейтинге, что важно для абитуриентов, больше работает со СМИ, рассказывает о своей работе. Студенты начали больше ездить по олимпиадам, начали продвигать наши внеучебные достижения – спорт и культуру. Преподавателей начали направлять в другие вузы читать лекции, приглашать преподавателей со стороны.

– Были вопросы по кадровым изменениям?

– Кадровые решения также обсуждаются на Учёном совете, который состоит из семи десятков уважаемых в крае специалистов. Если, к примеру, профессор Борис Пивень не прошёл утверждение на Учёном совете, я как ректор просто обязан освободить его от должности. Хотя предложил ему остаться в вузе, но он не захотел. Или профессор Алексей Шадымов – он шёл по конкурсу на заведование, но не прошёл отбор – другой кандидат набрал больше голосов. Мы предложили Алексею Борисовичу остаться работать в вузе, но он выбрал работу в судмедэкспертизе, где и ранее постоянно работал. Ещё один специалист ушёл от нас помощником проректора в АлтГУ – по сути, на повышение. Двое ушли по причине возраста.

Но важно считать не только тех, кто ушёл, а сколько пришло на новые рабочие места. В связи с тем, что мы открыли факультет иностранных студентов – появились новые рабочие места, и к нам пришли новые кадры. Мы гордимся тем, что многие из новых преподавателей пришли к нам из практического здравоохранения. Раньше они работали совместителями, но в итоге выбрали вуз основным местом свой работы. И это востребованные врачи, профессионалы – значит, верят в вуз и его перспективы.

Раньше в вузе была традиция – заведующий кафедрой работал, пока не уходил сам. Поэтому 13 заведующих были уже в почтенном возрасте. Но подросли их ученики, те, кому по 40-50 лет, они не видели для себя перспектив и начали из вуза разбегаться. Мы обсудили ситуацию на Учёном совете и все 13 заведующих написали заявления, при этом каждому, по решению совета, была оставлена его прежняя заработная плата и рабочий кабинет – уже не как руководителю, а как профессору. В итоге средний возраст заведующих кафедрами сразу упал с 57 до 48 лет.

Наука и спорт

– Каковы объективные достижения вуза?

– У АГМУ шестой год подряд лучшая учебная программа по лечебному делу, после реформирования впервые признана лучшей и программа по фармацевтике.

Вуз попал в число лучших в России – 108 тыс. независимых экспертов по качеству образования – студенты, родители, преподаватели из 513 вузов страны выбрали 66 лучших. В том числе АГМУ в числе семи медицинских вузов России – из 47 существующих в стране.

Вуз занял восьмое место по России в студенческой олимпиаде по хирургии в 2015 году, и третье место по педиатрии – в этом году. Наши студенты показывают замечательные научные и спортивные результаты.

При этом мы не только открыли факультет для иностранных студентов, но и увеличили число целевых бюджетных мест – с 325 до 495. Через шесть лет полтысячи целевиков уедут работать в районы края. Конечно, этого недостаточно, и их число надо увеличивать. И мы над этим работаем.

Одна из наших задач – вывести учебный процесс в мед- учреждениях в свои пристройки, чтобы не мешать текущей лечебной деятельности. А ещё нам очень нужен современный виварий – хотим начать его строить в 2018 году. Без вивария сложно развивать студенческую науку и поддерживать большую науку в вузе.

Другая задача – расширить материально-техническую базу для подготовки студентов – открыть симуляционный центр, где по вечерам студенты на тренажёрах и манекенах могли бы отрабатывать нужные навыки – делать уколы, гастроскопию, накладывать швы и прочее.

– Какова финансовая ситуация в вузе?

– Зарплата в вузе выплачивается регулярно. В 2016 году после первого полугодия мы выплатили сотрудникам 13-ю зарплату, а по итогам года заплатим 14-ю и 15-ю заработные платы. Деньги в вузе есть. В прошлом году зарплату повысили на 34%, в этом году на 27%. В 2017 году также будем повышать.

Когда в сентябре, октябре случилась задержка поступления средств на стипендии студентам-сиротам, мной было принято решение и Учёный совет поддержал выплату каждому половину его стипендии из средств вуза – по 3 тыс. рублей. При этом все остальные виды пособий, на питание, одежду, проживание, им выплачивались. Когда 30 ноября деньги пришли – заплатили все стипендии с сентября по декабрь в полном объёме, внебюджетную помощь обратно, конечно же, требовать не стали – вуз не обеднел от выплат 80-ти сиротам-студентам.

Выше требования

– Какие моменты реформирования вызывали вопросы у студентов?

– Студенты были недовольны введением шестидневного обучения, по федеральной норме – шесть дней по шесть часов. Но на пятидневке предметы недоучивались.

Не всем поначалу было понятно повышение баллов качества образования. То, что раньше оценивалось в 60 баллов, сегодня оценивается в 70. Но это также федеральные требования, ниже 70 баллов – «тройка». Но это не проблема студентов, это лишь забота преподавателя ставить за ответ на «хорошо» не 60, а 70 баллов. В Красноярске, к примеру, «отлично» ставят за 91 балл и выше, «хорошо» – от 80 баллов и выше.

Сейчас мы переходим к специализации на 6-м курсе, и если студент хочет быть хирургом, – пусть целый год занимается именно хирургией. Раньше после шести лет обучения специалист три года доучивался в интернатуре и ординатуре. А сегодня должен сразу идти работать.

Мы установили аудио- и видеонаблюдение пересдачи экзаменов под запись, чтобы не было претензий, что кого-то «завалили». Недовольные родители могут посмотреть и послушать, как отвечает их чадо. Есть идея записывать и первичную сдачу экзамена для защиты преподавателей от разных провокаций. Конечно, такая система не нравится тем, кто планировал получить диплом за деньги.

Краю нужны настоящие специалисты, а нам нужны мотивированные студенты. С этой целью мы начали профориентационную работу в 35 школах Барнаула, подняли в этом году планку проходного бала. В итоге был конкурс 9 человек на место, а средний бал при поступлении оказался выше, чем в других вузах края – 70. Для примера – в Москве средний бал в вузах – 71. Есть к чему стремиться.

– Какова основная задача будущего?

– Главное – мы должны выпустить достойных врачей. А для этого нужно повышать качество подготовки студентов и переподготовки педагогов. Нужно дооформить документально учебный процесс, чтобы не оправдываться перед Рособрнадзором, что профессора учат по памяти.

Есть требования – должны быть бумажный, электронный варианты программы обучения – учебные комплексы. Обучение должно соответствовать времени, учитывать новые препараты, новые системы диагностики, высокие технологии. Край должен получать крепких профессионалов – владеющих знаниями и всем необходимым инструментарием, умеющих видеть, знающих верные ответы на вопросы пациента. Это не отменяет собственного пути в науке, открытий, озарений. Но кроме талантливых врачей все остальные в крае должны быть хотя бы отличными и хорошими. Чтобы вузу не приходилось краснеть за своих выпускников.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда в Алтайском крае всё же начнут развивать альтернативную энергетику?
  2. Кто спас двухлетнюю девочку, которую мать выбросила из окна 3-го этажа?
  3. Какие меры приняты в школах Алтайского края после ЧП в Перми?
  4. Какие новые законы действуют в Алтайском крае с 2018 года?
  5. Где узнать, за какой школой закреплен конкретный адрес в Барнауле?
Самое интересное в регионах

В чем вы храните свои сбережения?