aif.ru counter
0 412

Мастер горлового пения Болот Байрышев повествует миру о родине

Слово «аутентичность» сегодня в тренде. Это модно: строить дома из натуральных материалов, есть «живую» еду, слушать народную музыку…

Из личного архива

Всемирно известного горловика, певца и сказителя из Горного Алтая, Заслуженного артиста Российской Федерации, Заслуженного артиста Республики Алтай Болота БАЙРЫШЕВА трудно подозревать в тяготении к актуальным тенденциям современного мира. Он делает то, что является частью его самого. Отнять у него его занятие – всё равно, что вырвать из груди сердце. А без сердца не живут…

Не по моде, от души

Досье
Болот Байрышев родился в 1962 году. Всемирно известный мастер горлового пения. Играет на нескольких музыкальных инструментах. Заслуженный артист России и Горного Алтая, лауреат и победитель многих престижных международных конкурсов. В настоящее время даёт мастер-классы, выступает сольно, участвует в совместных творческих проектах с известными музыкантами.
Сам Болот называет себя певец кайчи:

– Кайчи – это не специальность. Это верность вековым традициям, горячее желание сберечь и передать их потомкам. Эпос алтайцев, точно так же, как и эпос других народов, содержит в себе многовековые мечты, надежды и заботы, в нём отражается коллективная душа народа.

– Что собой представляет выступление кайчи-сказителя?

– Кайчи, взяв в руки национальный инструмент топшур, поёт (рассказывает) какое-то эпическое произведение. Оно может быть очень продолжительным, до нескольких часов. Сказитель медленно входит в транс и увлекает вместе с собой слушателей, открывает им удивительную и прекрасную природу своих родных мест. Кай – это и само сказание, исполняемое под музыку, и древнейший жанр традиционного алтайского горлового пения.

– Насколько мне известно, существует несколько видов горлового пения. В чём специфика кая?

– Его особенность в том, что исполнитель при пении производит на свет разом две или три ноты; получается нечто вроде соло из двух или трёх голосов. Выступление кайчи – это всегда немного мистический процесс. Когда исполнитель прикасается к струнам и начинает петь каём, люди, как заворожённые, часто теряются во времени. Я думаю, что магическое воздействие объясняется не только необычной манерой пения, но и самим содержанием сказаний. В них я не просто рассказываю о красотах моей земли, об её истории, но и пытаюсь осмыслить то, о чём говорю, выразить своё отношение. Зачин сказаний всегда традиционный. Это небольшие «заготовки» из национального эпоса, из алтайских легенд и сказаний. Ну, а дальше я импровизирую. Кайчи должен свято верить в то, о чём повествует: горевать, радоваться, страдать вместе со своим героем, точнее, вместо него. А ещё правильнее будет сказать, быть этим самым героем сказания. Только тогда слушатель действительно поверит.

«Вкус» энергии

– Вы отлично владеете несколькими музыкальными инструментами (топшур, комуз, шоор). Вас кто-то обучал этому?

– Нет, никто не обучал. Осваивал сам. Да и что значит «владеете»? Всё, что умею, получил как духовное наследство от родителей. А то, каким конкретно музыкальным инструментом воспользоваться в том или ином случае, я определяю интуитивно. Бывает, что в нужный момент нет того инструмента, который нужен, чтобы выразить эмоцию. Тогда этот «недостаток» я восполняю пением, голосом. Очень важно уловить энергию слушателей. От содержания, от «вкуса» этой энергии зависит то, в каком направлении я поведу свой рассказ, какой инструмент для сопровождения возьму. Бывает, что долго настраиваешься «на волну» слушателей, попадаешь на неё, начинаешь плыть на этой волне, вдруг кто-то просто встаёт, чтобы выйти из зала и – всё. Нить прервана. Это очень хрупкая связь. Её необходимо сохранить до конца выступления. Только тогда взаимодействие со слушателем будет полноценным. Только в таком случае и у меня самого остаётся удовлетворённость от концерта.

Не артист по натуре

– Как давно вы занимаетесь музыкой?

– В школе в советское время существовала художест- венная самодеятельность. И меня никто не брал ни на районные выступления, ни в хор. Я смотрел выступления одноклассников и думал иногда: «Но ведь могу же спеть не хуже!». А меня не брали… Это был класс пятый-шестой. Я очень долго для себя решал, стоит мне петь или нет. В 1986 году началась перестройка, все стали возвращаться «к корням». На этой волне был создан фольклорный ансамбль «Алтай». В него вошли музыканты со всего Горного Алтая. Попал туда и я. Понимал, чтобы развиваться в этом направлении, надо быть артистом по натуре. Я несколько иной человек. Для меня популярность не так важна... Главное, рассказать людям о том, что знаю, о том, что чувствую… Так начался мой творческий путь.

– Чем вы заняты сейчас и что в ближайшей перспективе?

– Сейчас еду в Омск. Пригласили на фестиваль этнической музыки. Следом – сольный концерт в Екатеринбурге, далее – выступление с группой в Новосибирске. А ещё я вместе со своими музыкантами приглашён на Олимпиаду 2014 года в Сочи. Там нам предстоит выступление перед огромным количеством народа. Думаю, это будет захватывающее действо…

 

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда в Алтайском крае примут закон о доплате «детям войны»?
  2. Когда отремонтируют здание рынка «Центральный» в Барнауле?
  3. Как продвигается уборка зерновых в крае?
  4. Из чего сделан новый мост через Пивоварку?
  5. В Барнауле пересмотрят размеры территорий, выделенных под медкластер?
Самое интересное в регионах

В чем вы храните свои сбережения?