0 407

Мастер горлового пения Болот Байрышев повествует миру о родине

Слово «аутентичность» сегодня в тренде. Это модно: строить дома из натуральных материалов, есть «живую» еду, слушать народную музыку…

Из личного архива

Всемирно известного горловика, певца и сказителя из Горного Алтая, Заслуженного артиста Российской Федерации, Заслуженного артиста Республики Алтай Болота БАЙРЫШЕВА трудно подозревать в тяготении к актуальным тенденциям современного мира. Он делает то, что является частью его самого. Отнять у него его занятие – всё равно, что вырвать из груди сердце. А без сердца не живут…

Не по моде, от души

Досье
Болот Байрышев родился в 1962 году. Всемирно известный мастер горлового пения. Играет на нескольких музыкальных инструментах. Заслуженный артист России и Горного Алтая, лауреат и победитель многих престижных международных конкурсов. В настоящее время даёт мастер-классы, выступает сольно, участвует в совместных творческих проектах с известными музыкантами.
Сам Болот называет себя певец кайчи:

– Кайчи – это не специальность. Это верность вековым традициям, горячее желание сберечь и передать их потомкам. Эпос алтайцев, точно так же, как и эпос других народов, содержит в себе многовековые мечты, надежды и заботы, в нём отражается коллективная душа народа.

– Что собой представляет выступление кайчи-сказителя?

– Кайчи, взяв в руки национальный инструмент топшур, поёт (рассказывает) какое-то эпическое произведение. Оно может быть очень продолжительным, до нескольких часов. Сказитель медленно входит в транс и увлекает вместе с собой слушателей, открывает им удивительную и прекрасную природу своих родных мест. Кай – это и само сказание, исполняемое под музыку, и древнейший жанр традиционного алтайского горлового пения.

– Насколько мне известно, существует несколько видов горлового пения. В чём специфика кая?

– Его особенность в том, что исполнитель при пении производит на свет разом две или три ноты; получается нечто вроде соло из двух или трёх голосов. Выступление кайчи – это всегда немного мистический процесс. Когда исполнитель прикасается к струнам и начинает петь каём, люди, как заворожённые, часто теряются во времени. Я думаю, что магическое воздействие объясняется не только необычной манерой пения, но и самим содержанием сказаний. В них я не просто рассказываю о красотах моей земли, об её истории, но и пытаюсь осмыслить то, о чём говорю, выразить своё отношение. Зачин сказаний всегда традиционный. Это небольшие «заготовки» из национального эпоса, из алтайских легенд и сказаний. Ну, а дальше я импровизирую. Кайчи должен свято верить в то, о чём повествует: горевать, радоваться, страдать вместе со своим героем, точнее, вместо него. А ещё правильнее будет сказать, быть этим самым героем сказания. Только тогда слушатель действительно поверит.

«Вкус» энергии

– Вы отлично владеете несколькими музыкальными инструментами (топшур, комуз, шоор). Вас кто-то обучал этому?

– Нет, никто не обучал. Осваивал сам. Да и что значит «владеете»? Всё, что умею, получил как духовное наследство от родителей. А то, каким конкретно музыкальным инструментом воспользоваться в том или ином случае, я определяю интуитивно. Бывает, что в нужный момент нет того инструмента, который нужен, чтобы выразить эмоцию. Тогда этот «недостаток» я восполняю пением, голосом. Очень важно уловить энергию слушателей. От содержания, от «вкуса» этой энергии зависит то, в каком направлении я поведу свой рассказ, какой инструмент для сопровождения возьму. Бывает, что долго настраиваешься «на волну» слушателей, попадаешь на неё, начинаешь плыть на этой волне, вдруг кто-то просто встаёт, чтобы выйти из зала и – всё. Нить прервана. Это очень хрупкая связь. Её необходимо сохранить до конца выступления. Только тогда взаимодействие со слушателем будет полноценным. Только в таком случае и у меня самого остаётся удовлетворённость от концерта.

Не артист по натуре

– Как давно вы занимаетесь музыкой?

– В школе в советское время существовала художест- венная самодеятельность. И меня никто не брал ни на районные выступления, ни в хор. Я смотрел выступления одноклассников и думал иногда: «Но ведь могу же спеть не хуже!». А меня не брали… Это был класс пятый-шестой. Я очень долго для себя решал, стоит мне петь или нет. В 1986 году началась перестройка, все стали возвращаться «к корням». На этой волне был создан фольклорный ансамбль «Алтай». В него вошли музыканты со всего Горного Алтая. Попал туда и я. Понимал, чтобы развиваться в этом направлении, надо быть артистом по натуре. Я несколько иной человек. Для меня популярность не так важна... Главное, рассказать людям о том, что знаю, о том, что чувствую… Так начался мой творческий путь.

– Чем вы заняты сейчас и что в ближайшей перспективе?

– Сейчас еду в Омск. Пригласили на фестиваль этнической музыки. Следом – сольный концерт в Екатеринбурге, далее – выступление с группой в Новосибирске. А ещё я вместе со своими музыкантами приглашён на Олимпиаду 2014 года в Сочи. Там нам предстоит выступление перед огромным количеством народа. Думаю, это будет захватывающее действо…

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как в Барнауле подать заявку на отлов бродячих животных?
  2. Какие мероприятия пройдут 9 мая в Барнауле?
  3. Алтайские пенсионеры чаще получают пенсию на почте или в банке?
  4. Почему в Барнауле вода из-под крана мутная и с запахом?
  5. В Алтайском крае собираются сократить 1500 работников образования?
Самое интересное в регионах

В чем вы храните свои сбережения?