Константин ЕРМОЛИН 0 96

Народный артист России Георгий Обухов: «Важно всегда оставаться человеком»

Больше полувека назад, 15 января 1961 года, на Алтай прибыл молодой 22-летний ростовский артист Георгий Обухов. Зима была мягкая и...

Сегодня народный артист России Георгий Обухов любим зрителями и уважаем коллегами. В предверии своего 75-летия он рассказал, за что полюбил Алтай и чем жил, живет театр.

Театр больших достижений

– Георгий Тихонович, как становятся актерами?

– У каждого свой путь. У меня это послевоенный Ростов-на-Дону, тяжелые годы, мать с двумя детьми, рано умерший, вернувшийся с фронта, отец. И в это время прийти в театр и увидеть другую жизнь – заразился этим и захотел сам стать актером.

– Почему вас потянуло в Сибирь из теплых краев?

– Я работал в двух театрах в своем родном Ростове. Своеобразный город России, имевший в 50-е годы сразу два драматический театра и театр музыкальной комедии. Тогда в Ростов приехал целый курс актеров Гиттиса, с которым я проработал два сезона.

Но мне хотелось поехать туда, где сам смогу играть и Гамлета, и Чацкого – оставшись в Ростове, я бы долго был на подхвате у старших товарищей.

Написал письма в разные города – первая телеграмма «Приезжайте, мы вас берем» пришла из межобластного драматического театра Узбекистана. Поработал там, а потом меня позвал на Алтай мой давний ростовский знакомый Владимир Пронин, окончивший школу-студию МХАТ вместе с Владимиром Высоцким.

Он был во многом моим учителем, показал мне, что такое профессия актера, приучил меня смотреть все репетиции и спектакли – хоть по 10 раз.

Театр в Барнауле был серьезный, хороший, с правильными намерениями. Сложился очень работоспособный и заинтересованный коллектив. И что знаменательно – все актеры тогда были творческими людьми, и не было людей случайных и ненужных в театре. Они все или выстрадали театр, или шли к нему.

Люди как-то знали свое место, это сейчас все равные и все великие. Время засоряло, бросало театр, но почему-то именно в Алтайском театре драмы до сих пор возникают спектакли, которые не стыдно показать на любой сценической площадке мира. Театр за последние годы отмечен двумя «Золотыми масками». И это объективно.

Конечно, средний уровень того же новосибирского «Красного факела», может быть, выше. Или московские театры – есть класс, есть уровень.

Как говорит мой персонаж, профессор Преображенский: «Я студент Московского университета, а не Шариков». А мы в этом не «Красный факел», но у нас могут быть спектакли лучше в разы, чем в нем.

Проверка на современность

– А есть ли что-то, что можно привнести в новый театр из советского опыта?

– Мы росли на хорошей мировой литературе. У меня до сих пор хобби – читать книги. Так вот настоящая литература, хорошая постановка – она всегда про людей.

Про человека – в любых проявлениях и любых формах. И здесь тот уровень психологизма, разбора, желания актеров понять, сделать, найти, определить на Алтае раньше был даже выше, чем в Ростове.

Здесь была огромная пытливость и разбор. Много говорили, спорили, думали. И сейчас надо не забывать, что спектакль любой формы, с самым необычайным языком, должен быть современным – это мы сегодняшние думаем и говорим.

Это стремление раскрывать вечные темы – любовь и предательство, дружба, верность, жестокость, милосердие, вера и безверие – присущее советскому театру, должно быть и сейчас.

Меняется язык, но основа остается. И надо проверять темы на современность.

– Кстати, как вам новая постановка «Трех сестер» в театре, вы же когда-то играли учителя в первой постановке?

– Да, это надо иметь волю и характер, перенести действие в советские 60-е годы. И режиссер этого добился. И заставить задуматься, а как бы эти люди повели себя, попав в наше время – режиссеру тоже удалось.

Но, с чем я категорически не согласен, – нельзя свою обиду, свои раны делать ранами, болью страны и всех людей – мол, нет ничего хорошего. Ведь всегда были порядочные люди, всегда было и будет добро, также как подлость, предательство, ханжество, обман, коррупция.

Все было и будет во все времена. Но выйти в конце и сказать, что ничего нет, не будет никогда, что все бесполезно – это неправильно.

Да, рано, да, для героев пьесы время еще не пришло, но веру они не потеряли. Ведь если нет веры – тогда надо всем уходить, не надо жить, взорвите эту планету, если ничего больше хорошего не будет.

Люди верят во что-то, и они останутся людьми при любых условиях – даже в концлагере в самое страшное время. И здесь не надо показывать, что люди уже пропали, что они спились, что их уже нет. Нет, они попали в такую жизнь, но они знают – жизнь будет, все равно что-то будет.

Почему нам нужны высоцкие и шукшины – да потому, что они своей работой и жизнью доказали, что всегда можно оставаться человеком, в любых условиях. И им было в сто раз труднее, наши препятствия никак не сравнятся с теми. Люди головой рисковали, чтоб сказать правду, чтобы поднять веру в людях.

А чем вы рискуете, чтобы так говорить, что ничего не было и не будет?

– За что вы любите современных людей?

– Среда меняется, возможности, но достойные остаются. Есть слова очень важные для наших людей – жертвенность, сострадание. У меня есть надежда на молодежь, мне кажется, что что-то зарождается в ней.

Одно время было большое разочарование, но сейчас видно, что они на уровне своего круга хотят сохраниться – выжить, не материально, а выжить и выстоять духовно. Они сегодня больше читают, интересуются, думают. Это вселяет надежду.

Цветы разные, клумба одна

– Как вы относитесь к проект- ному театру?

– Не мной и не сегодня было сказано – спектакли должны быть разные и хорошие. Как цветы в клумбе – разные и прекрасные. Пусть будет больше театров, больше форм, проектов. И им надо помогать.

– На днях Алтайская государственная академия культуры и искусств исключена из списка вузов с признаками неэффективности. Одним из ее защитников были вы. Почему?

– Академия – мой дом. И это как раз тот вуз, который необходимо сохранять в Алтайском крае. Нет сомнений, что на Алтае должны быть отделения, обучающие актеров и режиссеров, отделения танца и хореографии, отделения музыки.

Об этом мало говорят, но высшее образование нужно молодежи, должна быть возможность его получить. Мальчишки и девчонки из подворотен пока учатся, могут найти себя, повзрослеть.

А если их сразу выбросить в жизнь – многие потеряются. Лучше бы они в любом институте книжки пять лет читали.

– Полвека на сцене – это много или мало?

– Что-то должно совпасть. Мне как-то все приглянулось в Барнауле, душа совпала с краем, полюбил зиму и снег. Полюбились люди, воздух. Подкупили честность этого театра со сцены – здесь всегда поднимались разные темы. И попав на Алтай, попав в драматический театр, никогда не пожалел о том, что остался здесь.

Досье

Георгий Обухов родился 24 октября 1938 года в городе Ростов-на-Дону. Окончил актерское отделение театральной студии при Ростовском театре кукол и режиссерский факультет Алтайского государственного института искусств и культуры.

Творческую деятельность начал в 1959 году на сцене Ростовского театра кукол. В 1961 году вступил в труппу Алтайского краевого театра драмы. Признанный мастер сцены, создавший ярчайшую палитру драматических образов.

В 1988 году за высокие сценические достижения Георгию Тихоновичу Обухову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 2000 году удостоен звания «Народный артист Российской Федерации».

Награжден премией жюри первого фестиваля «Сибирский транзит» в номинации «Лучшая мужская роль» за образ Джонатана Джеремия Пичема в спектакле «Трехгрошовая опера». В 2007 году удостоен медали «За заслуги перед обществом» Алтайского края.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда в Алтайском крае всё же начнут развивать альтернативную энергетику?
  2. Кто спас двухлетнюю девочку, которую мать выбросила из окна 3-го этажа?
  3. Какие меры приняты в школах Алтайского края после ЧП в Перми?
  4. Какие новые законы действуют в Алтайском крае с 2018 года?
  5. Где узнать, за какой школой закреплен конкретный адрес в Барнауле?
Самое интересное в регионах

В чем вы храните свои сбережения?