Елена НИКОЛАЕВА 0 404

Мастер народных промыслов Тамара Наговицына: «Забудем свои народные промыслы – на них обогатятся имитаторы»

Мы говорим с народным мастером Алтайского края Тамарой Наговицыной долго и о многом, а она, не прерывая разговора, расписывает вазу....

Со стороны кажется, что этот нежный, хрустально-звенящий букет уже совершенен, но художница не успокаивается: «Роспись поэтапная. Сначала – наляпка, затем моделировка и разживочка».

И появляются на стекле листики-былинки, веселые тычинки, тонюсенькие завитки… А ведь и впрямь с разживочкой-то интереснее. Вон как она оживила рисунок!

Красота-оберег

– Тамара, где вы учились росписи?

– В Семеновском художественном училище. Моя первая профессия – мастер хохломской росписи. Практику проходила на известном объединении «Хохлома». Там два года отработала, многому научилась у настоящих мастеров. Прежде всего научилась уважать и беречь традиции ремесла, ведь все народные промыслы, особенно такие знаменитые, – ярые приверженцы традиций.

Затем закончила Загорский художественно-промышленный техникум игрушек и сувениров. А последнее образование получала в АлтГУ на факультете искусствоведения. Занималась исследованием народного творчества с языческих времен до влияния на него христианской культуры.

– От практики перешли к теории?

– От своей непосредственной профессии я никогда не отступалась, вся жизнь моя посвящена росписи. Помимо хохломы разным другим росписям обучилась.

Например, славянская вязь или очень интересная северная мезенская роспись, где все в символах и смысловых знаках. Но так как живу на Алтае, где испокон веку была распространена урало-сибирская роспись, сейчас, в основном, расписываю в этой технике. Урало-сибирская роспись – семантическая, обереговая.

Вот цветок. Он может быть солярным знаком, то есть символом солнца. А в древе жизни – символом взрослого поколения.

Цвет имел значение. Голубой – цвет воды. Желтый, белый – символ святости, чистоты, солнца. Зеленый – это растительность. Основу композиции рисовали на красно-коричневом фоне. Это символизировало землю под солнцем.

– А что же расписывали наши предки эдакой красотой?

– Раньше такой росписью крестьянские дома полностью расписывали. И делали это не кистями, а руками: обмакнут кулачок в краску (использовали только натуральные красители), размажут по поверхности, а потом пальцами рисунок выводят.

В конце XIX века, когда на Руси происходил переход от черных изб к белым горницам, появился этот обычай – расписывать дома. Крестьяне всегда стремились к красивой жизни и таким образом украшали свои жилища.

А кроме того это были своеобразные зашифрованные послания и обереги жилища и его обитателей, ведь в народной культуре очень сильны были языческие корни.

Считалось, что уровень от пола до скамеек – это нижний мир. Кстати, домовенок – житель нижнего мира. Раньше родственников хоронили под домом, а домовенок оберегал их покой и покой живых.

В росписи этого уровня дома использовались символы жителей нижнего мира, охраняющих реальный мир. От скамеек до полатей был средний мир. Там изображались какие-то реальные события.

В урало-сибирской росписи были и сюжетные композиции. Например, свадьба или проводы в армию. Ну, а верхний мир – это от уровня полатей и потолок. Однажды я увидела потрясающую роспись, сделанную бабушкой Агашевной из старообрядцев-переселенцев, которая жила в Верхнем Уймоне и расписала многие дома в своей округе.

Композиция была такая: на потолке солярный знак – символ солнца, а потом идет центрический круг – спектральный расклад радуги. Смотришь на потолок – как будто солнце разгорается!

Простая деревенская бабушка, а придумала же композицию на уровне художника…

Китайская «хохлома»

– Ну, сегодня домовую роспись разве что в музее можно увидеть. Вообще складывается впечатление, что изделия русских народных промыслов больше за границей ценятся…

– Поехала как-то в Китай на выставку. Толпа налетела, даже распаковать не дают: хватают все подряд, скупают на корню. Один схватил сверток, даже не разворачивая его, пытает: «Сколько, сколько?».

Потому что русское, значит – настоящее. Это у них очень ценится. – Чтобы наслаждаться прекрасным? – Не только, конечно. Они же прекрасные имитаторы.

В Китае я увидела хохломскую роспись. Один в один. Только эта «хохлома» оказалась китайской подделкой! Китайцы огромную конкуренцию могут составить нашим промыслам – будут подражать русским изделиям и продавать в ту же Европу намного дешевле.

Наши могут просто не выдержать, разориться и исчезнуть. Обидно за страну. Мне кажется, нигде в мире такого обилия и разнообразия народных промыслов нет.

В той же Франции, что можно купить в качестве сувенира кроме статуэтки Эйфелевой башни? А у нас – павло-посадские платки, матрешки, керамика, жостовские подносы, оренбургские шали, палехская миниатюра, ростовская финифть, дымковская игрушка, гжель, золотое шитье из Торжка, вологодские кружева…

Очень не хочется становиться Иванами, не помнящими своего родства. Вот вышло постановление президента о восстановлении многих таких промыслов народных, о создании там рабочих мест. Очень правильно. На Руси всегда зарабатывали на хлеб насущный таким образом.

Подарок своими руками

– Из современных бытовых вещей что можно так расчудесно расписать?

– Да что угодно – от расчески до мебели. Одна моя студентка недавно пришла в красивейших сапожках расписных – загляденье, как у Снегурочки. Говорит: «Тамара Ефимовна, смотрите – сто рублей тюбик краски и угги за пятьсот рублей».

Я потом специально зашла в обувной посмотреть, сколько стоят подобные расписные сапожки. Оказалось, около 2 тысяч! И эксклюзив, и экономия.

– А сложно ли научиться росписи?

– Было бы желание, научить можно любого. Люди сейчас хотят делать что-то своими руками, устали от всего этого привозного. Все-таки русский менталитет ничем не перешибешь!

Роспись – это так же, как вышивка или вязание: и успокаиваешься, и красоту вокруг себя творишь, и подарок своими руками можешь смастерить. В прошлом году у меня в краеведческом музее каждое воскресенье были мастер-классы по урало-сибирской росписи.

Те, кто регулярно на них ходил, могли уже и разделочные доски, и шкатулки самостоятельно расписывать. Вот так я популяризирую нашу роспись. Думаю, что получится.

– Какие работы сложнее делать – на заказ, для выставки или, что называется, для души?

– Нужно всегда писать как будто для себя. Когда пишешь, чтобы понравилось себе самой, тогда и получается. Пишешь как на одном дыхании, но бывает, вздохнул не вовремя, и мазок уже не так лег. А вообще в работе концентрация должна быть полнейшая.

– Тамара, а о какой своей работе вы могли бы сказать: «Сбылась мечта!»?

– Всегда мечтала расписать храм. И мечта сбылась: в Сростках в храме святой Екатерины довелось расписать стену. Так вот от художественной народной росписи к иконописи пришла. Мы же просто проводники в Божьих руках. Нам все это свыше дается.

Просто перед любым делом надо сказать: «Благослави, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Где узнать, за какой школой закреплен конкретный адрес в Барнауле?
  2. Какие документы нужны для записи ребенка в первый класс?
  3. Где в Алтайском крае можно будет искупаться в крещенской купели?
  4. Какие именно виды шума закреплены в новом законе о тишине в Алтайском крае?
  5. Какие новые меры соцподдержки семей появятся в Алтайском крае в 2018 году?
Самое интересное в регионах

В чем вы храните свои сбережения?