0 178

Быстрее, дороже, бесполезнее? О плюсах и минусах частной медицины

Григорий Владимирович, человек старой закалки, привык ходить по поликлиникам. Но когда ему понадобилась медицинская справка к любительскому забегу ветеранов, участковый терапевт огорошил: мы таких справок не даём.

Позвонил в Алтайский краевой врачебно-физкультурный диспансер, спросил – справки для бега даёте? Даём, какая команда, кто тренер? Любитель? А к нам любители не обращаются…

Полчаса и две недели

Стал обзванивать частные медицинские центры, благо, их в краевом центре больше 60-ти, и в 25 делают справки на оружие, водительские права, бассейн, детский сад. Уже во втором сказали – да, даём справки и для спорта, 700 рублей, когда вам удобно к нам подъехать?

Визит оказался скорым – улыбчивые девочки в белых халатах оформили договор, уложили на кушетку, прикрепили датчики, распечатали результат и отправили к доктору. Одинокий молодой врач коротал время, играя на смартфоне. Мельком глянул в распечатку, написал «допущен», поставил печать и пожелал удачи.

Только сев в машину, Григорий Владимирович осознал, что ничего за краткий визит в платную клинику о своём здоровье не узнал. Никаких обследований с маской на лице, на беговой дорожке, как требуют от спортсменов, не было. Как не было и расширенного анализа крови. И даже обыкновенного.

Когда пришло время обновлять водительские права, мужчина решил получить медицинскую справку традиционным способом – через поликлинику. Потратил больше 1000 рублей, потерял на походы к врачам в разных зданиях, работающих по разному графику, около двух недель. После чего подумал: а может, было можно сделать всё быстрее – за 1,5-2 тыс. рублей в том же медицинском центре? Ведь и справка для получения прав во многом такая же формальность, как и справка для спорта. Даже окулист, проверив остроту зрения, не стала проверять наличие у мужчины дальтонизма, хотя, по закону, лицам с нарушением цветового восприятия водительские права давать не должны.

По месту жительства

Большинство барнаульцев тратить деньги не любит. В том числе на визиты к врачам. И потому предпочитает стоять очереди в поликлиниках – сначала в регистратуру, потом к нужному кабинету. Если необходимо посетить несколько врачей – стараются взять талончики с небольшим разрывом по времени. Правда, раздражает правило нулевых талонов – их дают тем, кому выделенное время не досталось, с расчётом на расторопность врача, ведущего приём. Но зачастую пришедшие позже «нулевики» проходят врача раньше пришедших ко времени. Из-за того, что по негласному правилу их принято запускать в кабинеты через одного.

Особенно сложно пробиться на приём к некоторым узким специалистам. В одном случае женщина полтора месяца не могла попасть к хирургу, в итоге вылечила воспалившуюся пяточную шпору дедовским методом – лопухом. В другом случае полгода жительница Барнаула не могла попасть к невропатологу. В какой бы поликлинике ни наблюдалась – взять талончик невозможно. Хотя по территориальной программе государственных гарантий, утверждённой администрацией края, для плановых консультаций врачей-специалистов сроки ожидания не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.

Получение справки для детей в детский сад или школу также может превратиться в многомесячный квест. К одним узким специалистам нужны талоны, ограниченное количество которых выдают только раз в неделю утром. Другие специалисты в отпуске. Третьих вообще нет в наличии. Зато в частных медцентрах справку будущему школьнику могут оформить за один-два дня, только стоит это около 10 тыс. рублей.

Совсем другая ситуация в коммерческих клиниках. Предварительная запись по телефону, аквариумы, телевизоры и мягкие сиденья в коридорах, всех специалистов можно пройти с минимальным ожиданием.

Ещё одно отличие – увеличенное время работы. Особенно важно это для детских клиник. Вечером, при возникновении неожиданной родительской проблемы, в участковой детской поликлинике работает только дежурный врач, к которому нужно попадать через фильтр-бокс. А в коммерческом центре может работать и узкий специалист.

Минусом коммерческих медицинских центров является не только плата за визит, но и возможный перерасход средств на прохождение обследований и анализов. Как признался врач платной клиники, у заведения, как и в любом бизнесе, есть план по прибыли. Даже если врач сразу видит причину заболевания и проблемы пациента, он обязан предложить посетителю пройти дополнительные обследования, сдать анализы для постановки диагноза. Сами анализы в разных клиниках проводятся по-разному. Где-то их делают добросовестно, хотя и излишне. В других местах результаты первых анализов почти всегда будут сомнительными, что потребует дополнительных исследований и затрат со стороны пациента. В третьих местах реальное исследование анализов вообще не проводится – сначала наугад пишутся показатели для назначения лечения, затем, после повторной сдачи анализов, в завершении курса терапии – нормальные показатели. В краевом центре преобладают добросовестные клиники, но даже они не застрахованы от лени со стороны персонала.

Впрочем, краевые учреждения здравоохранения тоже любят погонять пациента, чтобы, придя с одной проблемой, житель района прошёл почти полную диспансеризацию. Во-первых, на всякий случай. Во-вторых, для улучшения отчётности медучреждения по оказанию помощи.

За гранью работы любых клиник – получение медсправок через интернет. По сути, такие справки – «липа», но внешне выглядят, как настоящие – с синими печатями – как лечебного учреждения, так и врача.

В электронном виде

Чтобы сократить время пребывания пациентов в поликлиниках, Алтайский край в этом году, в числе других 37 регионов страны, присоединился к проекту «Бережливая поликлиника». Если сейчас среднее время пребывания человека в поликлинике составляет 40 минут, то при реализации проекта оно должно сократиться вдвое. Проект включает в себя организацию записи на приём к врачу через интернет, отсутствие очередей для сдачи анализов и забора их результатов, внедрение электронных медкарт пациентов. Пока проект реализуется в Барнауле в городской поликлинике №9 и детской городской больнице №1. По информации главного врача 9-й поликлиники Инны Анисимовой, оргтехникой оснащены уже все кабинеты приёма, увеличена возможность предварительной записи на приём через интернет практически ко всем специалистам.

Это уже вторая инициатива по оптимизации приёма в поликлиниках. Первый проект, «Открытая регистратура», по упрощению обращения человека к врачам, реализуется в регионе второй год.

Поможет ли внедрение электронных систем сократить очереди в государственных поликлиниках – покажет время. Но представляется, они всё же останутся. Врачей узких специализаций всё равно будет не хватать. Да и коммерческим клиникам нужно зарабатывать. Они более привлекательны для выпускников медуниверситета узких специализаций. В частном центре нагрузка на врача меньше, а зарплата выше. Так что ситуация с получением справок, больничных, обследованиями, похоже, будет сохраняться. Либо долго и дорого, либо быстро, но ещё дороже.

Мнение власти

Министр здравоохранения Алтайского края Ирина Долгова:

– Электронная услуга «Запись на приём к врачу в электронном виде» доступна для жителей Алтайского края с середины 2011 года. С момента внедрения электронной регистратуры в Алтайском крае через систему было выдано свыше 2,5 млн талонов, и на сегодняшний день ежемесячно фиксируется свыше 70 тыс. обращений, из них 60% – через региональный портал самозаписи, 20% – через мобильные приложения. Все перечисленные виды электронной записи на приём к врачу доступны для всех жителей края.

Интернет-талоны выставляются к врачам следующих специальностей: терапевт, педиатр, врач общей практики, гинеколог, стоматолог, зубной врач. Количество электронных талонов составляет не менее 30% от общего количества талонов. По усмотрению администрации медицинской организации может быть предоставлена возможность самостоятельной записи пациентов к специ- алистам узкого профиля.

Когда гражданин не может получить медицинскую услугу, рекомендуется обращаться к представителю страховой медицинской организации, который обеспечивает защиту прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, урегулирует вопросы получения доступной медицинской помощи.

Нужные справки

  • В бассейн – нужна всем детям и взрослым, которые посещают бассейн, куда ходят дети. Срок действия справки – 3 месяца.
  • Для водителей – нужна для получения и обмена водительского удостоверения.
  • Для поступления в вуз или оформления на работу – о профпригодности.
  • В детский сад и школу. О том, что нет противопоказаний для посещений детского сада.
  • Для получения медицинской книжки. Если деятельность связана с продуктами, детьми, другими людьми. Нужна учителям, врачам, продавцам на рынках и в магазинах.
  • Для оформления санаторно-курортной книжки.
  • Для спортивных состязаний. Выдаётся как на разовое соревнование, так и на полгода.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. На что можно пожаловаться в прокуратуру?
  2. День города Барнаула больше не будут отмечать на пл. Сахарова?
  3. Как выбрать качественный мед?
  4. Как пострадавшим от паводка получить жилищный сертификат?
  5. Что делать, если на машину упало дерево?
Самое интересное в регионах

В чем вы храните свои сбережения?