Светлана ЛЫРЧИКОВА 0 47

Практика жизни или Что общего у психолога и хирурга?

В сферу научных интересов Дмитрия Туевцева, кандидата психологических наук, в том числе входит психология тревожно-депрессивных расстройств

Повышение градуса раздражённости в обществе практически есть факт. Вот, вроде, и долгая зима отступила, и солнце пригревает, а нервы, кажется, у каждого встречного «звенят». Что это: «весеннее обострение», эффект кризисного настроения или что похуже – в смысле неизбежности современного времени? И как в этом жить?

Без специалиста не разберёшься. За тем мы и обратились к Дмитрию ТУЕВЦЕВУ, кандидату психологических наук, в сферу научных интересов которого в том числе входит психология тревожно-депрессивных расстройств.

Цена «места под солнцем»

– Дмитрий Владимирович, у нас время объективно жёстче стало, и поэтому люди такие «колючие», или наоборот? Вот многие представители старшего поколения, пережившие куда более трудные времена, в т.ч. и войну, говорят, что раньше люди были добрее и дружнее…

– Вопрос предполагает очень развёрнутый ответ. Но я выделил бы тут два момента. Во-первых, в военное время, когда есть общий враг, общество всегда консолидируется, а конфликты внутри его уменьшаются. Во-вторых, за несколько последних десятилетий существенно изменилась система общественного устройства и нормы регуляции поведения человека в социуме. К примеру, в традиционном обществе статус человека определяется родовой семьей, кланом, сообществом, в котором он родился и вырос. А в постиндустриальном обществе появилась другая «установка»: человек может добиться всего за счёт собственных навыков и способностей. Почему многие родители «загружают» детей многими и разными занятиями? Хотят, чтобы они были успешными. За счёт этого возникает нарушение солидарности. Отсюда недоброжелательность к другим – они борются за то же «место под солнцем».У студентов тенденция появилась: они перестают друг у друга списывать. По той причине, что если ты даешь списать, ты лишаешься конкурентных преимуществ, и, соответственно, понижаешься в рейтинге.

А есть ещё и чувство неудовлетворённости, ибо перед человеком ставится высокая планка, к которой всегда нужно стремиться. Устремлённость к индивидуальному успеху и низкий уровень солидарности и приводят к высокому градусу раздражённости. Поэтому в любых развитых обществах выше уровень депрессии и тревожности, чем в обществах более традиционно устроенных.

– И как же индивидуумам в таких обществах быть? Всем к доктору?

– Я бы не стал так утрировать. Но на самом деле, в обращении к психологу или даже психиатру (а у нас многие почему-то до сих пор не видят разницы между этими специалистами) нет ничего …неловкого. Мы же не стыдимся обращаться, к примеру, к стоматологу или хирургу! Другое дело, что это понимание у нас не очень развито. Надеюсь, что пока. Я уже вижу выпускников школ, которые по ученическому опыту знают, что работа с психологом полезна, и по мере взросления общение с таким специалистом становится для них обычным делом.

Понятная психология

– Дмитрий Владимирович, психологи появились в наших школах несколько лет назад. Но вот на коллегии Главного управления по образованию в феврале руководитель ведомства Юрий Денисов крайне важной темой года назвал развитие психолого-педагогического и медико-психологического сопровождения обучающихся…

– Первые психологи появились в школах края – и не повсеместно- в 1900-х г. И поначалу было понимание, что это такие «закрытые» работники, к которым приводят девиантных аномальных детей, что создавало ошибочное понимание и у педагогов, и у родителей. А поскольку результат работы психологов в принципе виден не сразу, кому-то показалось, что они ничего не делают, и в конце 2000-х началось их массовое сокращение. Однако оказалось, что в современной школе проблемы адаптации, трудностей обучения, психологического климата решать просто необходимо. Поэтому законом «Об образовании», принятом в 2013 г., прямо возложена обязанность по обеспечению обучающихся психолого-педагогической и медико-социальной помощью. Психолог из специалиста факультативного стал обязательным. Возникло важное понимание, что не к психологу приводят, а он приходит к детям, причём ко всем. У нас, в частности, сейчас внедряется программа жизнестойкости обучения для школьников подросткового возраста, этакая практическая психология для жизни. То есть психолог в доступной форме рассказывает, что это за наука такая; что такое память, и как можно что-то запомнить; что такое мышление, и как можно научиться решать задачи; как понимать свои и чужие эмоции и т. п. Всё это идёт через учебный процесс, чтобы потом у учащихся возникало желание прийти к нему с другими вопросами и проблемами в том числе.

– Ну, допустим, расположил психолог к себе ребёнка, но ведь его проблемы решать-то нужно с семьёй. И вот приходит такая «мамаша-мамаша» и говорит: «Я своё чадо лучше вас знаю, не учите меня жить».

– Задача специалиста – и он этому специально учится – грамотно дать понять таким родителям, что его рекомендации идут не из его личного опыта как человека. У мам, как правило, есть только такой опыт и некое понимание обобщения. У психолога же – научное понимание. У него – диагностические инструменты, которые позволяют получить объективную оценку эмоционального состояния, интеллекта ребёнка и т. д. Психологические знания – это такой же навык, как, к примеру, у хирурга, а мы же не рассказываем хирургу, как нас лучше оперировать.

Не стесняйтесь спросить

– Почему при возвращённых в школы психологах мы всё-таки время от времени слышим о неприятных инцидентах с детьми в неблагополучных семьях, с которыми они должны работать очень плотно?

– Опять требуется развёрнутый ответ. Но пока отвечу так: система психолого-педагогического сопровождения ещё не совершенна. В некоторых сельских школах психологов или социальных педагогов нет вообще. А я ещё лично «открыл» для себя школу, где мне без тени сомнения рассказывали про сложившуюся практику: « Нам дети про плохое не рассказывают, мы ждём от них только хороших новостей!». Это, конечно, в корне неверно.

– В Барнауле достаточно много образовательных или развивающих частных учреждений, в том числе раннего развития, и практически в каждом есть опытный психолог. Насколько этому можно верить?

– Мощностей образовательных учреждений края хватает, чтобы закрыть потребности в психологах. Другое дело, что пока у государства, во всяком случае, в системе образования, нет запроса на подготовку таких специалистов, т.е. бюджетных мест для них не выделяется.

Ну, а чтобы доверить ребёнка психологу в негосударственном учреждении, родителям стоит поинтересоваться его образованием и квалификацией. Не надо стесняться интересоваться детальной программой той психологической работы, которая будет осуществляться. Специалист обязан предоставить расписанную по минутам и часам программу занятий с ребёнком. Утверждения, что «поверьте, это помогает», «это очень эффективно» не должны удовлетворять родителей, если за ними нет развёрнутого ответа, почему помогает и почему это эффективно.

И хотел бы, к слову, заметить по поводу раннего развития. Оно не всегда хорошо, важнее развитие, соответствующее возрасту. Некоторые такие центры предлагают для детей полутора-двух лет инновационное развитие внимания, памяти и пр., но это даже может принести вред. Не зря ведущие нейропсихологии уже говорят: отстаньте от детей!

– Как вам кажется, разовьётся у нас когда-нибудь институт психотерапевтов так, как она развит на Западе?

– Во многом это миф, что в западных странах широко развита психотерапия. Но скажу, что специализация клинического психолога – это стык психической диагностики и психотерапии. И, думаю, что психотерапия будет становиться более востребованной, и обращение к психологу станет естественным. Это вопрос времени – в этом отношении я оптимист.

Досье

Дмитрий ТУЕВЦЕВ.

Родился в Барнауле, здесь же закончил школу и классический университет. Ныне – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии факультета психологии и педагогики АлтГУ.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Где узнать, за какой школой закреплен конкретный адрес в Барнауле?
  2. Какие документы нужны для записи ребенка в первый класс?
  3. Где в Алтайском крае можно будет искупаться в крещенской купели?
  4. Какие именно виды шума закреплены в новом законе о тишине в Алтайском крае?
  5. Какие новые меры соцподдержки семей появятся в Алтайском крае в 2018 году?
Самое интересное в регионах

Какая озвучка сериала "Теория большого взрыва" вам понравилась?