aif.ru counter
0 250

Худрук ансамбля «Юность» на Алтае: «Тяга к национальной культуре остается»

В 56 странах мира рукоплескали русскому танцу с Алтая.

Руководитель народного ансамбля «Юность» Николай Сингач
Руководитель народного ансамбля «Юность» Николай Сингач © / Николай Сингач / Из личного архива

Есть люди, которых долго представлять не нужно. Достаточно просто назвать имя и фамилию, и все уже знают, кто это. Вот, например, так: Николай Сингач.

Он – бессменный худрук одного из старейших в крае народного вокально-хореографического ансамбля «Юность», профессор хореографии, лауреат бесчётного количества танцевальных конкурсов. А недавно он был номинирован нашими читателями в номинации «Человек-Легенда» на премию «Престиж», которую медиахолдинг СМГ второй год присуждает нашим землякам, прославившимся в разных сферах деятельности. 

О хореографии, коллективе и тяге к национальной культуре рассказал Николай Сингач в интервью корреспонденту АиФ-Алтай.

Елена Чехова, «АиФ-Алтай»: Вы родом из Славгорода. Вряд ли в то время это был музыкально-танцевальный город. Как же у вас появилась тяга к танцам?

Николай Сингач: Да, город был маленький. Нас в семье было пятеро ребятишек. Жизни нас в доме не учили. Нас учила улица. Думаю, что улица была для того поколения спортивно-оздоровляющей системой. Мы играли в лапту, погонялы, футбол. Как положено послевоенной шпане, дрались, отвоёвывая своё место под солнцем. Когда мне было 11 лет, к нам в класс пришёл мужчина. Стал уговаривать записываться в танцевальный кружок при Доме культуры. Мы, конечно, не пошли: танцевать с девчонками казалось стыдно. А те, которые записались, стали выделяться – ходили вместе, всегда весёлые. Мы решили посмотреть, чем они занимаются. Пришли, увидели – потные окна, музыка и… большой физический труд. Вот это мне и понравилось. Там я встретился со своим Учителем – Алексеем Ивановичем Горелько. 

– Спустя годы вы сами стали для многих молодых людей Учителем...

– Знаете, научить чему-то других несложно. Вести за собой трудно. В молодости я не руководил никаким коллективом. Просто танцевал. Когда мне было уже 29 лет, жена заставила пойти в институт учиться. И мы, первокурсники, поехали на картошку. Тогда был у всех студентов обязательный трудовой семестр. Жаль, что сейчас его нет. Сегодняшние пришли, отсидели лекцию, ушли каждый сам по себе – у них нет точек соприкосновения. Картошка сплачивала, сбивала в коллектив. Тогда-то у меня появились лидерские качества. Однокашники избрали старостой. А потом я создал танцевальный ансамбль на курсе. Даже за границу ездили. Собирались и до полуночи репетировали. Очень подружились. После окончания института 43 года прошло, но мы переписываемся, созванивается, встречаемся.

Народный ансамбль «Юность»
Народный ансамбль «Юность» Фото: Из личного архива/ Николай Сингач

Русское богатство

– В ансамбле «Юность» были чётко соединены три компонента – русский танец, русская песня и русская музыка. В другой стилистике не было желания поработать?

– В 80-90-х годах ко мне подходили с предложением сделать шоу, чтобы деньги получать. Но я никогда не соглашался. Помню, ещё в 1979 году мы как-то поехали в Японию. Кроме русского танца я тогда поставил ещё эстрадный танец. Костюмы для него сшили супермодные. И вот ребята на сцене ноги поднимают, прыгают, скачут. А зрители не понимают. И после выступления мне сказали: «Зачем это? Мы хотели смотреть русский танец, русское искусство». И я подумал: а вправду, зачем? У нас же такое народное богатство и в хореографии, и в музыке, и в песнях. Только работай и наслаждайся! Кстати, и сейчас зрители, когда смотрят русские танцы, воспринимают их по-особенному.

– Генетическая память срабатывает?

– Да, у каждого народа есть генетическая память. Мы много раз на площади Сахарова на общегородских праздниках работали. И я наблюдал: когда начинаются хороводы, кадрили – все зрители подхватывают, радуются, пляшут. Единение настоящее. Беда в том, что в 90-х годах нас оторвали от нашей национальной культуры – будь то русской, немецкой или другой. Души людей заполнили иностранной попсой. Но тяга к национальной культуре всё равно остаётся. Я благодарен, например, Надежде Бабкиной за её верность русской песне. Хотя многие говорят: «Ой, да она не народная!». Но так судить неправильно. Фольклор – живой организм, он не стоит на месте. Мы живём в ритмах. Они везде – в человеке, во Вселенной, в искусстве. Они разные в разные времена. Сегодня ходят по-другому, чем два столетия назад. И движения другие. Раньше обнимались плавно, медленно, а сейчас – крепко, со всего маха. Я всегда своим ученикам говорил: «Нельзя приходить на вечёрку и быть горбатым. Зачем парень идёт на вечёрку? Соблазнить девку. Поэтому он гоголем ходить должен!». Все танцы «Юности» повышали сердцебиение зрителя. А если в танце нет энергетики – ничего не получится.

– Сколько раз «Юность» побеждала на различных конкурсах?

– На всесоюзных конкурсах мы 32 раза становились лауреатами, на всероссийских – 28 раз, а на международных 29 раз побеждали. Так уж заведено было в коллективе: если мы куда-то едем, то нужно побеждать. А для этого нужно было каждый день работать до седьмого пота.

Алтайский ансамбль «Юность»
Алтайский ансамбль «Юность» Фото: Из личного архива/ Николай Сингач

– Чтобы достичь профессионального уровня?

– Мы всегда были самодеятельным, а не профессиональным коллективом. Но знаете, бывают плохие профессионалы, на которых смотреть невозможно. А бывают любители, работающие на очень хорошем уровне. В 1995 году мы ездили в Испанию на международный конкурс. Там были профессиональные коллективы со всех стран мира. А мы одни – самодеятельность. И вот среди всех заняли 1 место. Когда на пресс-конференции я сказал, что мы – любительский коллектив, одна французская журналистка в недоумении спросила: «Тогда что такое профессиональный коллектив?».

Дать людям наслаждение

– В прошлом году вы отметили личный юбилей и… ушли из «Юности». И вполне ожидаемо распался ансамбль, ваше детище.

– Я очень благодарен и краю, и городу особенно, потому что на протяжении 40 лет «Юность» не была обделена вниманием, принимала участие во всех праздниках, торжествах. Другое дело, что хороший коллектив не может существовать без финансовой поддержки. А её в последнее время нам не хватало. Мы остались без зала для общих репетиций, без денег. Поэтому я честно сказал ребятам: «Мне некуда вас вести. А руководить кружком не буду». Но до сих пор в Интернете есть страничка «Юности», на которой мы переписываемся, делимся новостями. Ведь «Юность» – это не только ансамбль, а прежде всего дружная семья. У кого-то радость или беда – мы собираемся, помогаем тем, кому трудно. Наверное, главное, что мне удалось сделать как руководителю коллектива, так это подружить ребят. Как этого добился? Скажу так: если что-то обещаешь, умри, но сделай. Если не можешь сделать, признайся в этом честно. Я ни одного человека из своих ребят не подвёл. Приходилось порой и из милиции вытаскивать, и свои деньги платить потерпевшим, чтобы претензий не имели, и в любовных отношениях разбираться. Мои девочки и мальчики мне такие тайны доверяли, какие их родители не знали!

Народный ансамбль «Юность»
Народный ансамбль «Юность» Фото: Из личного архива/ Николай Сингач

– Но ведь не все из ваших многочисленных воспитанников продолжили танцевальную карьеру?

– Я никогда не ставил цель, чтобы все они стали профи. Возможно, такими стали всего 200-250 человек. Но я не знаю ни одного мальчика и девочки из «Юности», которые бы не нашли свой жизненный путь. И неважно, кто они теперь: бизнесмены, шофёры, строители, портнихи. Все при встрече говорят: «Спасибо, что я не стал пьяницей или наркоманом, что у меня есть семья, достойная работа».

– Сколько танцев вы поставили за свою творческую жизнь?

– Знаете, каждый творец считает достижением те работы, которые сделали его имя извест-
ным. Если я поставил хоровод «Ночка луговая», о котором покойная Татьяна Устинова, главный хореограф хора имени Пятницкого, сказала: «Такого красивого номера я ещё не видела», – это уже хорошо! Или если игровой танец «За околицей» объездил весь мир и всюду ему рукоплескали, почему этим не гордиться?

– Как вам кажется, всё, что хотелось сделать, вы уже «выплеснули» в «Юности»?

– Приходите 23 декабря на выпускной 4 курса нашего института (Николай Петрович преподаёт в Алтайском институте искусств и культуры – прим. ред.). Я для студентов поставил 14 танцев. Что получится – не знаю. Но пока ребята довольны.

С высоты своих лет скажу: мир такой, какой есть. Изменить его можно только в себе и в окружении, потому что от нас зависит дать людям, которые идут за нами и рядом с нами, то наслаждение жизни, которое успокоит их состояние души.

Досье
Николай СИНГАЧ окончил в 1976 году Челябинский государственный институт культуры. С этого же года – ассистент, старший преподаватель, а ныне доцент кафедры хореографии АлтГИКа. Руководитель вокально-хореографического ансамбля «Юность», созданного на базе краевого ДК профтехобразования. Под его руководством ансамбль в 2002 году был признан лучшим танцевальным коллективом России. Заслуженный работник культуры России, лауреат премии Ленинского комсомола Алтая, муниципальной премии Барнаула.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Алтайскому краю предрекли мусорный коллапс?
  2. Александра Карлина избрали на новую должность?
  3. Мария Мотузная отправилась в лагерь беженцев в Европе?
  4. У детей бывает инсульт?
  5. Когда в Алтайском крае примут закон о доплате «детям войны»?
Самое интересное в регионах

В чем вы храните свои сбережения?