Елена ЧЕХОВА 0 479

Жизнь на колёсах. Мототурист с 40-летним стажем о путешествиях и людях

Виктор Пантыкин, мастер спорта СССР, трехкратный чемпион Советского Союза, заслуженный путешественник России рассказал о себе и о проблемах современного мототуризма.

Виктор Пантыкин впервые сел за руль мотоцикла в 15 лет.
Виктор Пантыкин впервые сел за руль мотоцикла в 15 лет. © / Виктор Пантыкин. / личный архив

Виктор Пантыкин совершил более 100 путешествий. Из них 18 – маршруты высшей категории. Вам кажется мало?

Но высшая категория – это предел человеческих сил и возможностей. Это конные или звериные тропы, каменные реки из валунов в человеческий рост, снега высокогорий и дикие переправы через дикие реки.

Мастер спорта СССР, трехкратный чемпион Советского Союза, заслуженный путешественник России рассказал корреспонденту АиФ-Алтай о том, как за 40 лет в мототуризме намотал почти 500 тысяч километров и воспитал не одно поколение увлеченных спортсменов.

Где жить хорошо?

Елена Чехова, АиФ-Алтай: С чего начинался ваш путь в спорт?

Виктор Пантыкин: Самый первый мотоцикл мне купил дед, Калистрат Семёнович, заядлый мотолюбитель. Мне было 15 лет. Мы с ним пол-Алтая объездили. Если останавливал гаишник и интересовался, почему я без прав, то отговаривался, что это учебная езда. Тогда в этом плане было проще, чем сейчас.

– Зато сейчас молодёжь на байках совсем безбашенная, не находите?

– Просто у современной молодёжи нет чувства страха. Они воспитаны на компьютерных играх, виртуальных мотогонках, где упал – поднялся – поехал. А в реальности, если упал, то не всегда поднялся, тем более – поехал. Подниматься тяжело и больно. И в следующий раз уже подумаешь, как половчее упасть. Я много падал. Больно. Но сложных травм не получал. Уже на уровне подсознания: видишь опасность, и мозг даёт команду, как избежать её или минимизировать ущерб здоровью.

Экспедиция «Заповедные тропы Алтая». Фото из личного архива Виктора Пантыкина.

– За годы, что занимаетесь мототуризмом, наверное, немало поездили по стране?

– Практически весь бывший Советский Союз объездил. Вообще легче сказать, где я не был. Не был, например, во Владивостоке. Зато был на БАМе. В то время там не всюду и дорога-то железная была проложена, а наши «железные кони» уже там побывали.

– Что самое главное в путешествиях для вас было?

– Возможность посмотреть жизнь, большую страну, разных людей. Наверное, это главное, что движет любым путешественником. Вот недавно прочитал о нашем алтайском путешественнике Александре Проваторове. Он собирается совершить кругосветное путешествие вдоль Ледовитого океана на снегоходе. Весной стартовал в Мурманске, дошёл до Норильска. Следующей весной дойдёт до Берингова пролива. А потом – Аляска, потом – Исландия. Разве не здорово?!

Помните, 19 лет назад я говорил, что алтайские мототуристы собираются в кругосветное путешествие на советских мотоциклах «Иж-Планета»? И тогда всё было подготовлено для этого путешествия. Но вмешались обстоятельства: Союз развалился, начались трудности финансовые, республики стали независимыми, всюду понадобились визы… В общем, не сбылось.

Но вот в такое «лихое», как теперь говорят, время мы были на Памире. Заехали в село. Разговорились с местными. «Ну, как вам перестройка?», – спрашиваем. Они плечами пожимают, дескать, какая перестройка, вы о чём? «Ну, а Горбачёв вам как?», – продолжаем пытать. Они: «А кто это?». Вот где счастье-то жить! От цивилизации им нужна только мука и больше ничего.

пантыкин
Экспедиция на Памир. Фото из личного архива Виктора Пантыкина.

Вязанка хвороста

– Вы в пути встречались со множеством людей. У них разные обычаи, разные мировоззрения. Наверное, в общении приходилось быть дипломатом?

– В точку! Многие спрашивают: «Ты берёшь с собой оружие?». Не беру. Потому что любую конфликтную ситуацию можно разрешить мирно. Всякое бывало. И с оружием против нас выходили, и с дороги сталкивали в кювет… Но всё разрешимо. Начинаешь разговаривать с человеком. О семье, о своём городе, о каких-то вещах, которые связывают всех людей. Отвлекаешь его от желания разжечь конфликт. А потом, глядишь, сфотографировались вместе. И – обязательно! – фото надо прислать. Через год, пять, десять лет проезжаешь эти места, и тебя помнят, встречают как своего.

Однажды в Туве остановились на ночлег в высокогорье. Абсолютно пустынный берег реки, деревья не растут. Костёр разжечь не из чего. Смотрим – вязанка хвороста. Взяли. Запалили костёр. Вдруг видим, скачут на нас. «Чего наши дрова взяли?», – кричат. Я пригляделся – знакомый! «Алексей, помнишь, 30 лет назад мы встречались? Мы лагерем вон на том берегу стояли».– «О, конечно помню! Берите, берите дрова».

пантыкин
Куда только не заносит мототуристов. Фото из личного архива Виктора Пантыкина.

– Вы много работали с детьми. Почему для вас это было важно?

– Заняться развитием детского спорта меня долго уговаривал бывший директор краевой станции юных техников Аркадий Викторович Александров. Когда он только заступил на эту должность, то пригласил в детско-юношеский спорт разных спортсменов. Пришли работать с ребятами парапланеристы, ориентировщики, водные туристы, парусные туристы... Я тоже согласился, тем более что у меня подрастали два сына, и меня волновало, чем они будут заниматься. Вот теперь старший сын – мастер спорта по мототуризму, младший – кандидат в мастера спорта. И жена моя с 1986 года тоже кандидат в мастера спорта. Естественно, по мототуризму.

Сейчас у многих моих бывших воспитанников уже свои дети. Но почти у всех осталась тяга к путешествиям, и мотоцикл практически у каждого стоит в гараже.

Впереди – «Большой Алтай»

– Виктор Михайлович, каково сегодня положение дел в региональном мототуризме?

– Я сильно волнуюсь о перспективах и своего вида спорта, и всех технических видов спорта. И ещё мне обидно, что мой опыт оказался никому не нужен, разработанные мною методики не востребованы… Почти 16 лет я занимался с ребятами в собственном гараже. Добились хороших результатов, мои юниоры выезжали на соревнования всероссийского масштаба, а в 2009 году молодёжная сборная края стала чемпионом страны. Но когда я «позволил» попросить у бывшего руководства краевого управления по образованию помещение для занятий – не для себя же, для детей! – стал неугоден. С этой просьбой и к губернатору ходил, и к его замам, дошёл до Президента России. Помещение дали. Но самому пришлось уволиться из краевого центра детско-юношеского туризма.

В этом году впервые не смогли организовать традиционный мотопробег ко Дню Победы. Мне часто говорят, что нет денег. А я отвечаю, что сегодня денег нет, а завтра, когда не будет спортсменов и тренеров-энтузиастов, даже с деньгами ничего не сделаешь. Уже сейчас ощущается упадок: раньше в крае действовало 18 мотоклубов, а теперь осталось всего 4.

Мотоциклизм – это большая школа. Он даёт понимание скорости, развивает реакцию на опасность, воспитывает дисциплину, соблюдение правил поведения на дороге. Ну, и, конечно, наши пробеги давали патриотическое воспитание, потому что мы с ребятами посещали исторические места, они узнавали интересные факты из истории своей большой и малой Родины.

– Для себя, для души сейчас ходите в мотопоходы?

– В 2015 году в честь 20-летия нашего большого похода «Алтайская кругосветка-95», которая стала, по сути, первым чемпионатом России по мототуризму после развала СССР, я собрал ветеранов, их детей. Человек 30 набралось. И мы повторили пусть не весь маршрут, а только часть его. Этот маршрут я назвал «Заповедные тропы Алтая». По нему теперь как гид совершаю коммерческие туры с мототурис- тами, которые приезжают со всего мира. Маршрут супертяжёлый, в прошлом году он занял 2-е место на чемпионате мира по спортивному туризму. Ну, а если говорить о планах на будущее, то сейчас готовимся к международному туристскому фестивалю «Большой Алтай», который в этом году пройдёт на территории Казахстана. А через два года – в 2019 году – он должен состояться в Алтайском крае.

Досье

Виктор Пантыкин.

После армии 22 года проработал на котельном заводе, 7 лет – в налоговой инспекции, 3 года – на Барнаульском водоканале. Везде активно участвовал в спортивной жизни коллективов. Один из создателей в 1980 г. клуба автомототуристов «Горизонт». В 2008 году поднялся на мотоцикле на высочайшую вершину Восточной Сибири гору Монгун-Тайга (3976 м). Мастер спорта СССР, трёхкратный чемпион Советского Союза и двукратный чемпион России, тренер сборной РСФСР, заслуженный путешественник России, Снежный барс Алтая, почётный работник министерства образования и науки РФ, вице-президент краевой федерации спортивного туризма, региональный исполнительный директор московской туристической компании.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Что известно о Викторе Томенко, новом врио губернатора Алтайского края?
  2. Почему Александр Карлин ушел в отставку?
  3. Как «перезимовали» дороги, отремонтированные по федеральной программе?
  4. Как правильно выбрать картофель для посадки?
  5. Как в Барнауле подать заявку на отлов бродячих животных?
Самое интересное в регионах

Вам досаждает неприятный запах в Барнауле?