aif.ru counter
Константин Ермолин 0 236

Шахматы и дети. Десять советов - как воспитать юного шахматиста

Стоит ли отдавать дошкольника в Барнауле в шахматную школу и почему перед партией ребёнку не стоит давать сладости?

Когда родители отдают дошкольника в спортивную секцию, которых в краевом центре множество, или в детский творческий коллектив, которые в Барнауле принимают малышей даже бесплатно, то часто задаются вопросом – а как активизировать ещё и умственное развитие ребёнка? Ответ у многих находится один – шахматный кружок или секция.

Только официальных секций, куда можно отдать дошкольника, в краевом центре больше десяти. А ещё группы при спортивных центрах, и муниципальных организациях детского творчества или социальной работы. В последних шахматам детей учат даже бесплатно для родителей. Но есть ли от этого польза?

В кружках занимаются разновозрастные дети, многие шумят, балуются, малышам либо не с кем играть и они просто перерисовывают шахматные фигуры в тетрадку, либо постоянно проигрывают и теряют интерес к игре. Шахматы – не для всех – считают педагоги секций и кружков, среди которых есть и пенсионеры, и юные девушки, которые не столько являются шахматными тренерами, сколько подрабатывают, приглядывая за детьми с шахматными досками.

Барнаульские родители, воспитавшие двух школьников, занимающих на детских шахматных соревнованиях призовые места, считают, что искать нужно не шахматную секцию, а тренера. А в юном возрасте шахматный кружок больше вредит, чем прививает любовь к игре. Первые шаги в царство Каиссы, богини и покровительниц шахмат, дошкольники должны делать вместе с родителями.

  • Не спешите вести ребёнка в шахматную школу. Эта ошибка может поставить самую жирную точку в шахматной карьере дошкольника ещё до её начала.
  • Не предлагайте играть в шахматы. Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Играйте с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ребёнок увидит этот процесс. Пусть смотрит. И он обязательно скажет: я тоже хочу. Не спешите сразу играть с ребёнком после этого – пусть подождёт, пока родитель закончит партию и «поймает короля». Это заинтригует.
  • Не ругать, а хвалить. Нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы. Не давите на результат. У ребёнка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Важно, чтобы у ребёнка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.
  • Не перегружайте ребёнка. Даже взрослого выматывают партии по два часа подряд. Малышу достаточно получаса. Младшему школьнику – максимум час. После этого нужно от шахмат оторваться и заняться чем-то другим. Как только вы видите, что ребёнок начал зевать, он устал - прекращайте занятия.
  • Оберегайте малышей от сладкого. Сахар вызывает повышенную активность у детей, они становятся менее усидчивыми, а шахматы требуют усидчивости и концентрации.
  • Самых маленьких учите шахматам играя. Периодически можно сочинять шахматные сказки, играть в кукольный театр с фигурками, лепить их с малышом из пластилина и вырезать из картона. Обязательно расскажите историю шахмат и гору зерна, которую запросил у падишаха шахматный учитель – нам первую клеточку одно зерно, на вторую два, на третью – четыре, потом восемь, шестнадцать… Не хватило всего зерна мира, чтобы заполнить последнюю 64 клетку. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребёнком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске. В общем, творите.
  • Потихоньку приучайте ребёнка к серьёзному отношению к игре: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход». Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Учите детей играть не руками, а головой.
  • Не поддавайтесь. Многие родители готовы специально проиграть ребёнку, чтобы он не расстраивался. Но это педагогически не верно – ребёнок чувствует обман. Шахматные тренеры считают, что лучше, чтобы уровнять шансы – дать фору – хоть половину фигур на доске. Но играть в полную силу.
  • Отношение к турнирам может быть двояким. С одной стороны психологи не рекомендуют окунать ребёнка в серьёзные соревнования до 10-12 лет, с другой, турнир – это место встречи детей, увлечённых одним делом, это событие, которое остаётся в памяти, это возможности для шахматного туризма – съездить на турнир в соседний город, заодно и его посмотреть.
  • Когда ребёнок, глядя на играющих родителей, серьёзно увлечётся шахматами и потом перерастёт в силе своих домашних учителей, отдавайте его в шахматную секцию. Но не возле дома. Ищите тренера, который сможет провести малыша дальше, разгадать и развить его сильные стороны.

Опытные тренера уверены – третий и второй юношеские разряды по шахматам достижимы почти любым ребёнком. И это очень хороший уровень, который, даже если шахматы останутся на всю жизнь хобби, позволят достойно играть с большинством друзей и знакомых. А ещё шахматы развивают оба полушария мозга и помогают в освоении точных наук.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как выбрать настоящее сливочное масло?
  2. Как садоводам обезопаситься от покупки поддельных семян?
  3. В Алтайском крае родился поросёнок-единорог?
  4. Когда многодетные мамы могут уходить на пенсию досрочно?
  5. Когда отключат аналоговое ТВ в Алтайском крае?
Самое интересное в регионах
Роскачество
В чем вы храните свои сбережения?